Новиков Николай Иванович — знаменитый общественный деятель, род. 26 апр. 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого у., Московской губ.). В 1768 г. Н. стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень».
Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей франц. просветительной философии ХVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство.
«Трутень» проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п. В 1772 г. Н. выступил с новым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием прошлого века. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень, и так же скоро он был закрыт.
В 1774 г. он стал издавать «Кошелек». Противовес модному франц. воспитанию Н. пытался найти в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Вот почему Н. одновременно с сатирическими журналами выпустил целый ряд исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания.
Нравоучительный элемент становится господствующим в «Утреннем Свете», ежемесячном журнале, который Н. стал издавать с сентября 1777 г. с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ.
Н. переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Н. менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем вышло из нее в 24 года ее существования.
Своей издательской деятельностью он хотел создать обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей.
Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения. Люди, близкие к тому времени и к самому Н., утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению.
Наряду с книгоиздательскими предприятиями Н. шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка. Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Н. в широких размерах оказывал помощь голодающим.
Стремясь и умея соединять людей для совместного труда, Н. пробудил самостоятельность русского общества. В этом был источник его успеха; но в этом же была и причина его гибели. В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим кн. Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Н. доносы.
Наконец, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Н. в Шлиссельбургскую крепость на 16 лет. Н. обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герц. брауншвейгским и др. иностранцами, в сношениях с вел. кн. Павлом Петровичем. Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Н., а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Н. Даже кн. Прозоровский был поражен исходом дела : «Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому,- как ближайшие сообщники, если он преступник, то и те преступники».
Н. пострадал за всю свою, слишком самостоятельную, общественную деятельность. Четыре с половиною года провел Н. в крепости, терпя крайнюю нужду. Имп. Павел I в первый же день своего царствования освободил Н.
Н. был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен». Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818) прожил почти безвыездно в своем Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении. |