|
|
В старину роль архитектурной доминанты на площади Полянского рынка играла церковь святителя Григория Неокесарийского. Расположенная влизи метро "Полянка" и привлекающая внимание своими красивыми очертаниями, она, пожалуй, является самым известным храмом на Большой Полянке (рис. 3). Все необычно у этого храма — колокольня, выходящая на тротуар, удивительной красоты изразцы, опоясывающие всю церковь, да и само название в честь редкого святого. Первые упоминания о храме Григория Неокесарийского относятся к середине XV века и связаны с именем великого князя Василия II.
По существующему преданию, церковь была построена на том самом месте, откуда возвращавшийся из татарского плена великий князь впервые увидел стены Кремля и купола его храмов. Произошло это 17 ноября 1445 года, в день празднования памяти святителя Григория Неокесарийского. Великий князь Василий II в благодарность Богу за свое избавление из плена приказал воздвигнуть на этом месте деревянную церковь.
Письменные свидетельства о стоящем на этом месте деревянном храме Григория Неокесарийского начинают появляться с 1632 года. Некоторое время, после чумы 1652 года, церковь стояла без служб, пока в ней не стал служить священник Андрей Савинов. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая его судьба, но по какому-то случаю "тишайший" царь Алексей Михайлович обратил внимание на "попа Андрея" и необычайно возвысил его, сделав своим духовником. В 1665 году царь поставил Андрея Савинова протопопом Благовещенского собора, что по тем временам было высшей должностью белого духовенства и давало огромную власть. Царь Алексей Михайлович был очень привязан к своему духовнику, именно здесь, еще в деревянной церкви Григория Неокесарийского, он венчался в 1671 году с Наталией Кирилловной Нарышкиной.
Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.
Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре
В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?
А через год Алексей Михайлович крестил здесь же младенца Петра, будущего императора Петра Великого. Используя свое влияние на Алексея Михайловича, царский духовник испросил у царя значительную сумму на строительство каменной церкви Григория Неокесарийского. Из царской казны были выделены огромные по тому времени суммы. Государь лично интересовался ходом постройки. Неудивительно, что церковь вышла на славу. Однако быстрое повышение Савинова, его растущее влияние на царя вызвали гнев Патриарха Иоакима. После смерти Алексея Михайловича священник был заточен в далекую крепость, где и умер.
Строительство началось в 1667 году и велось двумя прославленными зодчими Карпом Губой и Иваном Кузнечиком, часто выполнявшими царские заказы. Храм вышел на славу и сразу же в народе стал прозываться "красным" не только за стройные пропорции пятиглавого четверика и прекрасной колокольни, но и за внешнюю отделку. Зодчие одели храм в разноцветные одежды, а знаменитый Степан Полубес, изразцовых дел мастер, подпоясал церковь лентой в девять тысяч разноцветных драгоценных изразцов, носивших название "павлинье око". Внутреннее убранство храма было не менее богато. Роспись стен выполнили лучшие иконописцы того времени, специально приглашенные из Костромы, а иконостас писали знаменитые изографы Симон Ушаков и Григорий Зиновьев. Каменная церковь была освящена в честь святителя Григория Неокесарийского 30 марта 1679 года самим Патриархом Иоакимом в присутствии царя Федора Алексеевича.
Помимо главного престола, посвященного святителю Григорию Неокесарийскому, в храме существуют еще три придела, построенные в разное время. С 1727 года известен придел святителя Тихона Амафунтского, размещенный на втором этаже трапезной части храма.
Южный придел, посвященный святителю Григорию Богослову, был сооружен купцом Григорием Васильевичем Лихониным в 1767 году в честь своего небесного покровителя. Сейчас в этом приделе устроен баптистерий, как в древних византийских храмах, где предполагается совершать таинство крещения полным чином через погружение. Образ святителя Григория Богослова, сделанный из поливной керамики современными мастерами, ныне украшает святые врата, расположенные справа от колокольни. Северный придел, посвященный Боголюбской иконе Богоматери, был устроен в 1824 году купцом Павлом Федоровичем Сазоновым в благодарность об избавлении нашего района от эпидемии холеры, разразившейся в Москве. Жители Замоскворечья усиленно молились перед образом Боголюбской иконы, и страшная беда прошла мимо.
Храм был закрыт в 1935 году, многие иконы осели в запасниках Исторической! музе», Третьяковки и даже Русского музея в Петербурге. Власти столицы вынашивали планы сноса колокольни храма Григория Неокесарийского под предлогом расширения тротуара, видимо, намереваясь в дальнейшем снести и весь храм, но общественность сумела отстоять древний памятник. Был только пробит сквозной проход под колокольней, и пешеходы невольно попадали под своды церкви, с которых сурово и печально смотрели лики святых.
В 1990 году храм был передан верующим. Сейчас ведутся большие реставрационные работы, восстанавливается древняя живопись, приводится в надлежащий вид территория храма.
Фриз из многоцветных изразцов с узором, получивший название «павлинье око» (исполнен мастером С. Полубесом). Наружные стены были с момента сооружения церкви раскрашены (стены суриком, а окна и закомары разными красками), отчего ее называли в народе красной — то есть красивой. Для росписи стен внутри были приглашены художники из Костромы (Г. Никитин, С. Савельев (Санин), Г. Попов, Д. Дунаев и др.) и Переславля (С. Дмитриев, Д. Афанасьев, Д. Григорьев (Плеханов), К. и В. Нанины и другие). Иконы для иконостаса писали царские изографы С. Ушаков, Г. Зиновьев, а также ярославцы И. Карпов, Ф. Попов.
|